31.jpg

Название выставки:

«А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

иллюстрации Игоря Шаймарданова

Период действия выставки:

с 14 апреля по 14 июня

Выставка из Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника  А. С. Пушкина “Михайловское”

"А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина" иллюстрации Игоря Шаймарданова

В 2015 году в историю иллюстрирования пушкинской прозы вошло имя еще одного художника. Двадцать два листа работы Игоря Шаймарданова составили экспозицию выставки «А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П." были опубликованы в 1831 году. Их создание географически связано с селом Большое Болдино, хронологически – с осенью 1830 года: "Гробовщик" – 9 сентября; "Станционный смотритель" – 14 сентября; "Барышня-крестьянка" – 20 сентября; "Выстрел" – 14 октября; "Метель" – 20 октября. «Болдинская осень». Три месяца. Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось невероятным творческим подъемом.

Образ поэта занимает центральное место в творчестве Игоря Шаймарданова. Пушкинская тема воплощена в сериях «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александр Сергеевич и Арина Родионовна», «Азбука Пушкиногорья». Каждая из этих работ рассказывала о жизни Пушкина в сельце Михайловском, какой сквозь столетия увидел и сочинил ее художник. В новых работах И. Шаймарданов впервые обращается к пушкинскому слову как к первоисточнику. Он стремится постичь мир героев, коротко узнать их, следовать за ними и сопереживать, погрузиться в эпоху. Отсюда – внимание к деталям, порой – аллюзии на современных Пушкину художников (в серии к «Барышне-крестьянке» читаются работы А. Г. Венецианова «Утро помещицы», 1823 г. и «На жатве. Лето» 1820-х гг.). Серия решена в едином ключе. Это относится и к "осеннему" колориту работ, и к композиции, и к трактовке образов героев. Художник ведет зрителя по страницам пушкинского текста. Одна встреча сменяет другую: Сильвио, Марья Гавриловна и Бурмин, Адриан Прохоров и Шульц, Дуня и Самсон Вырины, Минский, Иван Петрович Берестов и его сын Алексей, Григорий Иванович Муромский и его дочь Лиза… Листы в экспозиции расположены в соответствии с пушкинским замыслом, воплощенном и доступным читателям в издании: от «Выстрела» до «Барышни-крестьянки».

Иллюстрации Игоря Шаймарданова, издания «Повестей Белкина» разных лет (от начала ХХ столетия до конца ХХ), которые дополняют выставку, направляют зрителя к пушкинскому Слову, к погружению в чтение, а значит, к Познанию.